1_3

БМ «Оплот» — украинский основной боевой танк

БМ «Оплот» («Оплот-М» до принятия на вооружение) — украинский основной боевой танк. Разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. Морозова и выпускается заводом ЗТМ им. Малышева.

История разработки танка БМ «Оплот»
Танк разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. Морозова, на базе советского танка Т-80УД

Главный конструктор машины — д. техн. н., проф., ген.-лейт. М. Д. Борисюк, генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем, начальник КП ХКБМ.
Выпускается заводом ЗТМ им. Малышева.

Конструкция танка БМ «Оплот»
Танк имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. Как и на Т-84 на БМ «Оплот» применён автомат заряжания, что позволило иметь экипаж из трёх человек — механика-водителя, наводчика и командира. Механик-водитель размещается по центру. Командир танка размещается справа, а наводчик — слева, у каждого из них имеется люк для посадки/высадки.

От предыдущих танков ХКБМ (Т-80УД, Т-84) БМ «Оплот» отличается улучшением следующих характеристик:

Управление огнём

  • новая система управления огнём;
  • система учёта изгиба канала ствола;
  • комбинированный панорамный прицел командира с независимыми дневным и ночным (тепловизионным) каналами, и лазерным дальномером;

Защита танка

  • сварная башня новой формы из катаной бронестали;
  • большие бортовые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту бортов корпуса и ходовой части от ручных противотанковых гранатометов;
  • встроенная ДЗ «Дуплет» (внешне напоминающую «Нож-2»), обеспечивающая лучшую защиту от бронебойных снарядов и тандемных кумулятивных боеприпасов;
  • комплекс «Варта»;

Подвижность танка

  • новая комплексная система управления танком, обеспечивающая автоматическое переключение передач и плавный поворот во время движения;
  • двигатель 6ТД-2Е мощностью 1200 л. с. с уменьшенной дымностью и токсичностью выхлопа;
  • дизельная вспомогательная силовая установка мощностью 10 кВт;
  • новый бортовой компьютер механика-водителя, новые средства радиосвязи.

Огневая мощь танка БМ «Оплот»

Основное вооружение

Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ, являющаяся копией с небольшими модификациями пушки 2А46М-1 конструкции 1970 года[4], которая имеет длину ствола 48 калибров и снабжена автоматом заряжания конвейерного типа. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях.

БМ "Оплот" танк фото

Ствол пушки выполнен быстросъёмным и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа башни с танка. Привод вращения башни — электрический, привод пушки — гидравлический. Башня поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса составляет до 40 град/сек). На случай нештатной ситуации предусмотрены резервные механические приводы наведения пушки и башни.

Боекомплект пушки составляет 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 размещены в автомате заряжания. БМ «Оплот» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу.

Скорострельность танка составляет до 8 выстрелов/мин. (7—12,5 сек. на заряжание одного выстрела), что достигается за счёт автомата заряжания и тандемного досылания (снаряд-заряд) за один цикл. Удаление стрелянного поддона осуществляется с помощью его автоматического улавливания и укладки в пустой лоток без разгерметизации боевого отделения. Время загрузки конвейера автомата заряжания выстрелами составляет 15—20 мин. Также предусмотрены дублирующие приводы конвейера автомата заряжания и ручной механизм заряжания.

Управляемое вооружение

ПТУР «Комбат»
Отличительной особенностью танка является наличие КУВ (комплекса управляемого вооружения), который позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами (ПТУР) «Комбат» с лазерным наведением на дистанциях до 5 км и обеспечивает бронепробиваемость за динамической защитой не менее 750 мм. ПТУР размещаются в автомате заряжания так же, как и обычные снаряды.

ПТУР Комбат фото

ПТУР «Комбат» почти на протяжении всего полёта ведется над линией визирования, а её перевод непосредственно на цель осуществляется автоматически всего за 0,3 секунды до момента поражения. Такое решение выгодно отличается от подсветки лазером цели на протяжении всего полёта ракеты тем, что противник не может поставить помеху ПТУР опираясь только на датчики лазерного облучения.

Стрельба ПТУР «Комбат» возможна на скоростях движения танка до 30 км/ч, по целям, двигающимся со скоростью до 70 км/ч.

Вспомогательное вооружение

Танк оснащается вспомогательным вооружением:

  • зенитный пулемёт КТ-12,7 мм (боекомплект 3 × 150 патронов) с системой дистанционного управления; угол наведения по вертикали составляет от −3° до +60°, по курсу — в диапазоне ±75°; пулемёт стабилизирован по вертикали в диапазоне от −3° до +20°;
  • спаренным с пушкой пулемётом КТ-7,62 мм (боекомплект 1250 патронов).

Система управления огнём и прицельные приборы
Система управления огнём (СУО) БМ «Оплот» обеспечивает круглосуточное и всепогодное прицеливание и стрельбу из пушки, спаренного и зенитного пулемётов, в том числе командиром танка. СУО танка включает:

прицельный комплекс:

  • дневной прицел наводчика «Промінь» 1Г46М оснащён независимой стабилизацией в двух плоскостях, лазерным дальномером (до 9990 м с точностью ±10 м) и каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат». Имеет кратность 2,7—12х.
  • тепловизионный прицельный комплекс наводчика ПТТ-2. Предназначен для обнаружения наземных и воздушных целей, и прицельной стрельбы по ним днём и ночью. Дальность обнаружения целей — до 8000 м, распознавания — 4500 м и идентификации — 2500 м.
  • панорамный прицельный комплекс командира ПНК-6. Предназначен для обнаружения наземных и воздушных целей с места командира, и прицельной стрельбы по ним днём и ночью. Оснащен лазерным дальномером. Дальность обнаружения целей типа танк составляет 5500—8000 м.
  • стабилизатор вооружения 2Э42М
  • СУИТ (система учёта изгиба ствола) повышает точность стрельбы за счёт автоматической коррекции углов прицеливания и бокового упреждения, вырабатываемых баллистическим вычислителем, с учётом теплового изгиба ствола от солнечной радиации и собственного разогрева при интенсивной стрельбе.
  • система дистанционного управления зенитным пулемётом 1ЭЦ29М

Защищённость и живучесть

Баллистическая защита

БМ «Оплот» имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя пассивную броню, встроенную динамическую защиту и ряд других систем защиты, повышающих выживаемость танка на поле боя. Броня — многослойная, состоящая из броневых листов и керамических материалов. Крыша башни выполнена цельноштампованной, что повышает её жёсткость и обеспечивает хорошую технологичность и стабильное качество при серийном производстве.

БМ "Оплот" танк фото

На передней части корпуса, башне и бортах танка установлена встроенная ДЗ (динамическая защита) нового поколения «Дуплет»[17], которая обеспечивает защиту от кумулятивных и бронебойно-подкалиберных боеприпасов. Модульная конструкция предусматривает быструю замену элементов защиты во время модернизации или повреждения. На бортах корпуса БМ «Оплот» установлены широкие резиновые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств типа РПГ-7. Элементы ДЗ «Дуплет» не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. При этом детонация динамической защиты происходит от близкого разрыва 125 мм осколочно-фугасного снаряда.

Принцип действия динамической защиты основан на инициализации множества кумулятивных струй с целью разрезания атакующего боеприпаса на части. Защита может уничтожить и тандемный боеприпас, разрезав основной заряд, при удачном угле попадания. Однако такой конструктив делает невозможным защиту от тандемных боеприпасов с большим разнесением заряда по длине, а также имеет тенденцию к подрыву соседних модулей защиты.

ДЗ «Дуплет» не нуждается в обслуживании и безопасна в обращении. Установка данной ДЗ возможна силами экипажа без специальных приспособлений за 2,5—3 ч. Модули динамической защиты ремонту в полевых условиях не подлежат.

По утверждению производителя танка, ВПТДЗ (встроенная противотандемная динамическая защита) «Оплот-М» обеспечивает защиту от:

  • противотанковых ручных и станковых гранатомётов, и безоткатных орудий;
  • противотанковых ракет типа «ТОУ-2», «Милан», «Штурм-С»;
  • кумулятивных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм (3БК18М, 3БК18, 3БК14М, 3БК14);
  • бронебойных подкалиберных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм (3БМ22, 3БМ26, 3БМ42) и 120 мм трассирующего оперенного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном Cl3069.
  • Динамическая защита обеспечивает снижение пробиваемости бронебойного подкалиберного снаряда составляет 25 %, эффективность ПТУР снижается на 60 %, а кумулятивных снарядов на 40 %.

Противоминная защита обеспечивает выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) — до 4 кг.

Танк оборудован автоматической системой пожаротушения в обитаемом отделении и МТО. На «Оплот-М» также установлены ПРХР-М1 (прибор радиационной и химической разведки) и система защиты от оружия массового поражения.

Активная защита танка
Активная защита БМ «Оплот» предусматривает использование КОЭП (комплекса оптико-электронного противодействия) «Варта» для постановки завес и активную защиту для уничтожения боеприпасов «Заслон».

«Варта» способна обнаружить лазерное прицеливание по танку и поставить дымовую завесу. Очевидным недостатком комплекса является неспособность реагировать на сам полет атакующего боеприпаса из-за отсутствия радара. Современные ПТРК с лазерным наведением как «Корнет» или «Скиф», да и сам ПТУР «Комбат», которым укомплектован танк, большую часть полета ракеты направляют луч лазера выше цели и опускают лазер на цель за 0,3 секунды до её поражение когда фактически наведение закончено и постановка завесы эффективна ограниченно. Варта не предназначена для постановки непрозрачных в инфракрасном диапазоне аэрозольных завес, так как комплекс не имеет средств обнаружения ракет ПТУР с инфракрасной ГСН. Тем не менее, комплекс полезен для реакции на лазерные дальномеры артиллерийских систем и против ряда ПТУР.

19

Для танка разработана активная защита «Заслон» с достаточно передовыми характеристиками. Защита состоит из модулей, каждый из которых оборудован собственным мини-радаром с дистанцией действия 2-3 метра и не отстреливаемой гранатой для уничтожения атакующего боеприпаса. Вместо отстрела гранаты, как в других КАЗ, производится выдвижение электромотором цилиндра с гранатой и мини-радаром. Подрыв атакующего боеприпаса осуществляется в 0,5—1 метрах от танка. Указанная конструкция позволяет достаточно легко реализовать защиту верхней полусферы и организовать полную или частичную защиту танка. Также отсутствие необходимости рассчитывать траекторию защитного боеприпаса позволяет достигать высокого быстродействия, достаточного даже для поражения не только ракет, но и бронебойных подкалиберных снарядов. Правда, разработчики смогли продемонстрировать только способность перехвата «Заколка» 3БМ22 конструкции 1976 года, у которой скорость примерно в 2 раза ниже на завершающем отрезке траектории, чем у современных БОПС. Тем менее, способность реагировать на подкалиберные бронебойные снаряды является достаточно уникальной для комплексов активной защиты.

Существенным аспектом является довольно высокая стоимость «Заслона», так как комплекс требует вместо одного радара иметь минимум 16 минирадаров, поэтому на текущий момент серийное производство только планируется. Эксперты также выдвигают версию, что «Заслон» не вышел в серийное производство из-за того, что врезка комлекса в броню может нарушить жесткость бронирования, а выпущенные цилиндры КАЗ могут быть утрачены при маневрировании по бездорожью.

Двигатель танка
На танк устанавливается шестицилиндровый дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с. Двигатель — двухтактный, многотопливный (работает на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции), с наддувом, прямоточной продувкой, непосредственным впрыском топлива, с горизонтальным расположением цилиндров и противоположно движущимися поршнями. Благодаря небольшой высоте двигателя (581 мм) моторное отделение выполнено по двухэтажной схеме. Эжекторная система охлаждения радиаторов установлена над двигателем.

22

По сравнению с 6ТД, предыдущим вариантом двигателя, на 20 % возросла удельная мощность, достигнув 73,6 л. с./литр при тех же габаритах (Д х Ш х В, мм: 1602 х 955 х 581) и массе (1180 кг). Благодаря компактности двигателя и особенностям его конструкции, силовая установка размещается поперечно в МТО (моторно-трансмиссионном отделении) танка и соосно с бортовыми коробками перемены передач. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО (3,1 м³).

Двигатель модернизирован для увеличения эффективности и надёжности в разных климатических и погодных условиях. Конструкция и особенности двигателя обеспечивают его эксплуатацию при температуре воздуха до +55 °C практически без снижения мощности, в то время как, например, мощность четырёхтактного дизельного двигателя В-92С2 танка Т-90 падает с 1000 до 600 л. с. при температуре воздуха +55 °C.

Как отмечено выше, двигатель 6ТД-2Е многотопливный и способен работать на дизельном топливе, топливе для реактивных двигателей (керосине), бензине и их смеси. Ёмкость внутренних топливных баков составляет 575 л, наружных баков, расположенных на надгусеничных полках, — 570 л. Для увеличения запаса хода на корме корпуса могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки объёмом 380 л (2 х 190 л).

Расход топлива на 100 км по сухой грунтовой дороге составляет 325—370 л, по дороге с твёрдым покрытием — не более 300 л[8]. Топливная система танка обеспечивает питание двигателя топливом как из каждой группы баков отдельно, так и из обеих групп одновременно.

Воздухозаборник двигателя обеспечивает поступление воздуха из наименее запыленной точки танка и позволяет преодолевать водные препятствия глубиной до 1,8 м без подготовки.

Вспомогательная силовая установка
На танке установлена дизельная вспомогательная силовая установка мощностью 10 кВт. ВСУ предназначена для обеспечения электроэнергией танка с выключенным двигателем, например, при нахождении танка на стационарной огневой позиции или в засаде. Устанавливается на правой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке, и подключается к электрической и топливной системам основного двигателя.

Трансмиссия
Коробка передач планетарного типа с автоматическим переключением передач имеет 7 передач вперед и 5 назад (из них 4 передачи в режиме реверса, переход в режим реверса осуществляется на полностью остановленном танке). Максимальная скорость — 70 км/ч вперед и 35 км/ч задним ходом.

Новая комплексная система управления движением танка обеспечивает плавный поворот как во время движения, так и на месте, а также улучшает динамические характеристики разгона танка за счёт обеспечения переключения передач в оптимальном режиме. Такая система управления танка позволяет выполнять плавные повороты при помощи штурвала вместо рычагов, что значительно упрощает процесс управления, уменьшает уровень утомляемости водителя, повышает маневренность и позволяет продублировать управление. Данная система имеет высокий КПД и была разработана ХКБМ. Подобная система управления в составе харьковского МТО с двигателем 6ТД-2 экспортируется за рубеж для установки на пакистанские танки «Аль-Халид» и китайские MBT 2000.

Ходовая часть танка
Ходовая часть БМ «Оплот» с каждого борта состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 670 мм, пяти поддерживающих катков диаметром 225 мм, ленивца и расположенного в корме ведущего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, с шестью гидравлическими телескопическими амортизаторами (на первом, втором и шестом узлах подвески). Узлы подвески вынесены из броневого корпуса для высвобождения пространства в последнем и облегчения обслуживания подвески.

БМ "Оплот" танк фото

Танк может оснащаться гусеницами двух типов: асфальтоходной шириной 580 мм, обеспечивающей высокую скорость танка по дороге с асфальтобетонным покрытием, и шириной 600 мм с увеличенными грунтозацепами для движении по льду и рыхлому грунту. Внизу носовой части корпуса закреплены резиновые юбки, призванные снижать запыленность при езде.

Средства наблюдения, связи и навигации

Танк оснащается:

средствами наблюдения:

  • оптическими приборами дневного наблюдения ТНПО-160 и ТНП-165А;
  • прибором ночного видения механика-водителя ТВН-5;

средствами связи:

  • радиостанцией УКВ-диапазона Р-030У, обеспечивающей дальность связи на среднепересеченной местности до 20—25 км;
  • радиостанцией командира КВ-диапазона Р-163-50К, обеспечивающей дальность связи до 250—350 км;
  • аппаратурой внутренней связи и коммутации АВСК-1 (Р-174);
  • шлемофонами шумопоглощающими ШШ-1;

средствами навигации:

  • системой спутниковой навигации ТИУС-НМ, состоящей из радионавигационной аппаратуры спутниковой навигации СН-3700-03 (обеспечивает непрерывное определение координат танка по радиосигналам систем ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR в любой точке земного шара, момент времени и метеоусловиях); среднеквадратичная погрешность определения координат местоположения танка составляет 40 м по сигналам GPS NAVSTAR, 30 м — по ГЛОНАСС и 20 м — при использовании обеих навигационных систем одновременно; система навигации танка способна запоминать до 10 маршрутов с 50 контрольными точками для каждого из них;
  • информационного пульта командира 1КПИ-М, предназначенного для ввода в компьютер начальных установок, кодов, команд, запросов, координат пунктов назначения и маршрутных точек, а также отображения на экране вводимой информации и данных, полученных через радиостанцию или навигационную систему; информация о местоположении танка и других бронемашин своего подразделения на поле боя, пункты назначения и маршрутные точки отображаются на экране в текстовом или графическом виде.

Эргономика БМ «Оплот»
Эргономика танка обеспечивается следующими компонентами:

  • автоматическим переключением передач, значительно упрощающим управление, снижающим время на обучение механика-водителя и его утомляемость во время длительной езды на танке;
  • цифровым щитом (бортовым компьютером) механика-водителя, предназначенным для индикации уровня топлива и масла, управления работой подогревателя, предпусковой подготовкой и пуском основного двигателя, включением и выключением световых приборов, отображения параметров двигателя и трансмиссии;
  • системой кондиционирования воздуха, состоящей из двух кондиционеров, установленных в корпусе и башне, и обеспечивающей комфортные условия работы экипажа путём охлаждения, осушения или обогрева воздуха в обитаемом отделении.

Производство
Производство первого танка началось в конце 2008 года и заняло три месяца.

В мае 2009 года танк был принят на вооружение вооружённых сил Украины под названием БМ «Оплот» и заключён контракт на поставку 10 единиц по цене 29,5 млн гривен. Из-за недостатка финансирования производство было приостановлено.

БМ "Оплот" танк фото

20-24 февраля 2011 «Оплот» впервые был показан за рубежом — на 10-й Международной выставке вооружений IDEX-2011 в Абу-Даби[40]. Экспортная цена одного танка в 2011 году составляла 4,9 млн долл.[41], в 2013 году — 4,89 млн долларов США.

В декабре 2011 заместитель гендиректора ГК «Укроборонпром» Владимир Куратченко сообщил, что в производстве танка участвуют 40 предприятий Украины.

Серийное производство танков «Оплот» началось в 2013 году, однако первые прицелы ПНК-6 были изготовлены в январе 2014 года.

Представители ВПК Украины сделали множество заявлений об различных планах массового выпуска Оплота, но все они были сорваны. Так 4 февраля 2015 генеральный директор ГК «Укроборонпром» Р. А. Романов объявил, что в 2015 году будет выпущено 40 танков «Оплот» 25 декабря 2015 года Кабинет министров Украины принял постановление о предоставлении заводу им. Малышева государственных гарантий с целью обеспечить выполнение заводом ранее утверждённой программы производства танков «Оплот». В 2015 году производство танков было окончательно сорвано и не произведено ни одного экземпляра ни для нужд ВСУ, ни по контрактным обязательствам.

Поставки в Таиланд

«БМ Оплот» на выставке вооружений Eurosatory-2012
1 сентября 2011 года был подписан контракт на продажу «Оплот-М» зарубежным покупателям — ГК «Укрспецэкспорт» и Таиланд подписали контракт на сумму 241 млн долл. на изготовление и поставку 49 танков.В модификации для армии Таиланда, в сравнении со стандартным вариантом, внесены некоторые изменения во внутреннее оборудование, оборудование связи и шлемофоны, установлен кондиционер для комфортной работы танкистов в условиях тропического климата.

БМ "Оплот" танк фото

26 июня 2013 был представлен первый изготовленный танк. 5 ноября 2013 года первая партия из 5 танков была передана представителям тайской армии в Харькове В декабре 2015 года стало известно, что поскольку за 2015 год не произведено ни одного Оплота, то Правительство Украины запросило перенос контракта на 2016 год.
По информации издания «Интерфакс Украина» в мае 2016 Украина обеспечила поставку в Таиланд третьей партии новых танков «Оплот» в составе 10 машин. Таким образом, общая численность танков «Оплот» в армии Таиланда была доведена до 20 единиц.
Очередная пария танков «Оплот» в количестве пяти машин прибыла в Таиланд в середине ноября 2016.

В январе 2017 появились данные о разрыве контракта, однако Укрспецэкспорт заявляет о наличии договоренности о переносе сроков поставок. Приемка еще пяти проходит в середине января («Предполагается, что оставшиеся 19 танков будут поставлены до конца текущего года»).

Обзор танка «Оплот»

Подпишитесь на наши группы вконтакте
comments powered by HyperComments