Военно-транспортный самолет «Ермак» будет готов к 2024 году

ОАО «Ил» в настоящее время реализует несколько проектов, направленных на обновление парка техники военно-воздушных сил. Ведется строительство и испытания военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90, а также идет подготовка к началу строительства самолетов Ил-112. В ближайшем будущем специалисты фирмы «Ильюшин» намерены приступить к разработке двух новых военно-транспортных самолетов. Один из них предназначается для замены устаревших самолетов Ан-12 и должен иметь грузоподъемность на уровне 20 тонн. Этот проект, получивший обозначение МТА, будет создаваться совместно с индийскими специалистами. Второй перспективный проект подразумевает создание тяжелого военно-транспортного самолета с грузоподъемностью более 80 тонн.

Проект самолета, способного перевозить свыше 80 тонн полезной нагрузки, уже получил имя – он обозначается шифром «Ермак». Работы по этому проекту должны стартовать в 2016 году. Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Сергеев в своем недавнем интервью рассказал, что серийное производство самолетов «Ермак» должно начаться к 2024 году. Разработка нового проекта должна стартовать через два года. Пока же специалисты фирмы «Ильюшин» занимаются определением облика перспективного военно-транспортного самолета и формированием требований к нему.

Облик перспективного военно-транспортного самолета «Ермак» пока не определен, но уже известно, как будет выглядеть структура, которой предстоит строить технику этого типа. По словам С. Сергеева, к началу 2016 года на базе ОАО «Ил» будет сформирована новая корпорация, способная выполнять полный цикл работ по разработке, строительству и продаже авиационной техники. До конца 2015 года будет проведен первый этап формирования этой структуры, в ходе которого будут объединены компании «Ил», «ОАК – Транспортные самолеты» и «ЭМЗ им. В.М. Мясищева». В 2017 году предполагается завершить второй этап создания корпорации, включив в ее состав авиазаводы «Авиастар-СП» (г. Ульяновск) и ВАСО (г. Воронеж).

После создания единой корпорации, призванной разрабатывать и строить транспортные самолеты, планируется повышать инженерно-конструкторский потенциал предприятий, входящих в ее состав. Также в составе новой корпорации появятся единые Летно-испытательная и доводочная база и Лабораторно-стендовый комплекс. Это позволит корпорации самостоятельно проводить все необходимые работы, почти не прибегая к помощи коллег из смежных предприятий.

О планах министерства обороны заказать разработку нового военно транспортного самолета стало известно сравнительно недавно, лишь в середине 2013 года, хотя слухи о появлении подобного проекта ходили в течение длительного времени. В первых сообщениях новый проект, подобно другим перспективным разработкам для ВВС, обозначался аббревиатурой ПАК ТА («Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации»). Из недавнего интервью С. Сергеева следует, что проект ПАК ТА сменил название и теперь называется «Ермак», однако оба обозначения могут использоваться параллельно.

По понятным причинам облик перспективного военно-транспортного самолета «Ермак» пока не раскрывался. Более того, по-видимому, он еще не сформирован полностью ввиду недавнего начала работ. В связи с этим высказываются различные предположения, которые в будущем могут быть подтверждены или опровергнуты. К примеру, большое распространение получила версия о создании нового самолета на базе имеющихся наработок, созданных еще в середине восьмидесятых годов.

Напомним, в середине восьмидесятых годов КБ Ильюшина представило на конкурс военно-воздушных сил свой проект Ил-106. Этот проект предполагал строительство оперативно-стратегических военно-транспортных самолетов с грузоподъемностью около 80 тонн. Самолет предлагалось оснащать четырьмя турбореактивными двигателями НК-92. Ил-106 должен был иметь фюзеляж большого диаметра, высокорасположенное стреловидное крыло и «классическое» хвостовое оперение с килем и стабилизатором.

Несмотря на победу в конкурсе ВВС, проект Ил-106 до сих пор не вышел из стадии проектирования. На протяжении последних десятилетий неоднократно появлялись слухи о скором продолжении работ по этому проекту, который якобы получил поддержку Минобороны России. Тем не менее, о каких-либо работах помимо подготовки различной документации ничего не известно. Вероятно, проект Ил-106 не дошел даже до стадии испытаний отдельных агрегатов. Строительство прототипов не начиналось и даже не планировалось.

Вполне возможно, что проект «Ермак» будет создаваться на основе наработок по проекту Ил-106. В пользу этого предположения, к примеру, говорит тот факт, что оба проекта подразумевают создание военно-транспортного самолета, способного перевозить порядка 80 тонн различных грузов. Кроме того, вряд ли специалисты фирмы «Ильюшин» проигнорируют предыдущие работы и наработки по этому направлению.

Разработка проекта «Ермак» должна начаться в 2016 году. К этому времени пройдет более 30 лет с момента начала проектирования самолета Ил-106. По этой причине специалистам ОАО «Ил» предстоит серьезно переработать исходный проект или создать новый, основанный на некоторых идеях и решениях предыдущего. Тем не менее, в обоих случаях авиаконструкторам предстоит сложная и длительная работа.

При благоприятном стечении обстоятельств и отсутствии серьезных проблем компания «Ильюшин» сможет к концу десятилетия завершить проектирование нового военно-транспортного самолета, а в начале двадцатых годов проведет испытания и доводку. В результате начало серийного строительства новых самолетов в 2024 году выглядит вполне реальным, хотя и достаточно сложным делом.

Подпишитесь на наши группы вконтакте